annapava@yandex.ru

Кандидат искусствоведения (с 2002 г.) С 2002 г. по настоящее время — старший научный сотрудник Отдела Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания.

Основная область научных интересов — русское церковное искусство и архитектура Нового времени, а также проблемы современного православного творчества.

Также:

  • С 2002 г. — ведущий научный сотрудник Отдела Словаря художников НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
  • Сотрудничает с отделом Русского народа Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук
  • С 2000 г. участвует в столичных, региональных (в Вышнем Волочке, Калуге, Боровичах, Твери, Дивеево) и международных конференциях, на которых свыше двадцати раз выступила с докладами
  • В 2007 г. удостоена премии им. Бориса Полевого журнала «Юность» в разделе «Очерк и публицистика» (29.01. 2008, ЦДЛ, Москва)
  • Автор статей в коллективных изданиях: о русских художниках с «К» по «Р» в «Кратком словаре-справочнике. Российская Императорская академия художеств», об архитекторах-академиках в юбилейном словаре РАХ, о русских художниках XIX в. во Всемирном лексиконе художников (Allgemeines Kьnstlerlexikon, Leipzig), о росписях и иконостасах в Тверском, Рязанском и Владимирском томах Свода памятников

Образование:

  • С 1993 по 1998 год училась на отделении истории искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • До 2002 г. в аспирантуре НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии Художеств, где защитила диссертацию на тему «Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: храмы соборного типа».

Основные публикации

Архитектурная программа Императора Николая I: кафедральные соборы в новых епархиях // «Традиция и современность», научный православный журнал при Институте Этнологии РАН, № 1(1), 2002, С. 86–99.

Санкт-Петербургские соборы К. А. Тона и провинциальное церковное строительство в России // Три века синтеза церковного и светского искусства. Материалы научно-практической конференции «Ораниенбаумские чтения». Вып. IV. Ораниенбаум, 2004, С. 64–67.

Старчество и расцвет монастырской архитектуры в России в XIX веке // Русское церковное искусство нового времени. Москва, 2004, С. 243–251.

О деятельности академика архитектуры М. Т. Преображенского. К 150-летию со дня рождения // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы: сб. статей: К 250-летнему юбилею Российской Академии художеств. Вып. 9: Из истории Императорской Академии художеств/Ред. — сост. И. В. Рязанцев. М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 297–316.

Церковный художник в новейшее время: росписи А. А. Белашова // Собрание, № 4, М., 2005.

Академизм в русской глубинке. Церковные росписи XIX века в Тверской губернии // Собрание, 2006, № 1. С. 8–13.

Соборные храмы Черноземной области России по образцовым проектам К. А. Тона // Сб. ст. Памятники архитектуры и монументального искусства России. Вып. 7. Под. ред. Е. Г. Щеболевой. М., 2006. С.350–378.

Иверский собор Николо-Перервинского монастыря в контексте истории отечественной архитектуры // Платоновские чтения, сборник материалов. М., 2006, С. 76–82.

Рязанские академисты. (Церковная монументальная живопись в Рязани во втор. пол. XIX в.) // Собрание, № 2, июнь 2007, С. 14–21.

Росписи храма Воскресения Словущего в с. Сертякино Московской области и проблемы современного церковного искусства // Традиции и современность, № 6, 2007, С. 53–60.

Русская Атлантида. Памятники архитектуры и монументального искусства в провинции// Юность, № 1–2, март 2007, С. 2–12.

Национальная идея в архитектуре соборных храмов России XIX века // (Институт Общества им. Макса Планка в Гёттингене — материалы 4-ого германско-российского коллоквиума, на немецком языке, 2006, С. 613–629) и на русском языке в сборнике статей ИВИ РАН «Образы власти на Западе, в Византии и на Руси. Средние века. Новое время», М., 2008, С. 387–400.

Монументальная живопись конца XVIII- начала XX вв. в Калужской области (по материалам экспедиций 2004—2007 гг.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII — XX вв. Вып. 8, Москва, 2010, С. 538–566.

Иконостас Троицкого храма с. Осечно Вышневолоцкого района Тверской области // Деревянная культовая скульптура. Проблемы хранения, изучения, реставрации. Международная научно-практическая конференция. Москва, 2011, С. 152–158.

Церковные росписи храмов Рязанской области XIX — начала XX в.// Предмет архитектуры: искусство без границ. Сборник научных трудов в честь Е. И. Кириченко. Отв. редактор и сост. И. Н. Слюнькова. М., 2011 С.267–279.

Церковные росписи XIX в. в России: отражение столичных стилистических процессов в многообразии направлений провинциальной монументальной живописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства, Вып.2; Сборник научных статей под ред. А. В. Захаровой, СПб., 2012, С. 420–428.

Неизвестные страницы русской монументальной живописи первой половины XIX века // Русское искусство, № 1 (33), М., 2012, С. 26–35.