Комаров
Александр Викторович

Сектор истории музыки

Кандидат искусствоведения (2007), старший научный сотрудник Сектора истории музыки. Работает в Государственном институте искусствознания с декабря 2006 года на Отделе музыки (с 2013 — Сектор истории музыки Отдела исполнительских искусств). Является совместителем.

Сфера научных интересов — жизнь и творчество П. И. Чайковского, история русской музыки XIX–XX веков, музыкальная текстология, источниковедение музыкальной культуры, стратегии художественного перевода.

Также:

  • Член оргкомитета двух конференций, проведённых Сектором истории музыки в рамках ежегодных Келдышевских чтений: «Русско-испанские музыкальные связи» (ноябрь 2011) и «Интернет и классическое музыкальное наследие. Реалии — Проблемы — Перспективы» (октябрь 2013).
  • Основным местом работы является Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки, в штате которого состоит с января 2003 года. В настоящее время занимает должность старшего научного сотрудника-хранителя Отдела документов и личных архивов. Член Экспертной фондово-закупочной комиссии и Научно-методического совета Музейного объединения. Эксперт Музейного объединения по творческим рукописям и документам русских композиторов второй половины XIX — первой половины XX веков.

Образование:

  • В 2002 году с отличием окончил Историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Специальность по диплому — музыковедение.
  • В 2002–2005 обучался в очной аспирантуре Консерватории по специальности «музыкальное искусство».
  • В 2007 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Тема: «Восстановление произведений П. И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии».

Основные публикации

Статьи в научных сборниках и журналах:

«Бетховен и его время». История одного уникального литературного произведения Чайковского. // Альманах «П. И. Чайковский. Забытое и новое». Вып. 2. / Сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович — М., 2003. С. 150–161;

Документы истории русской музыки в работах московских ученых 1910–1930-х годов // Проблемы музыкальной текстологии. Научные труды Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Кафедра истории русской музыки. Сборник 45 / Сост. Д. Р. Петров — М., 2003. С. 90–133;

Рукописные партии сочинений П. И. Чайковского как источники текста и материалы к истории произведений. // Петербургский музыкальный архив. Вып. 4. Чайковский. Новые документы и материалы / Отв. ред. Т. З. Сквирская — СПб.: Композитор, 2003. С. 124–141;

М. П. Беляев — издатель П. И. Чайковского // Музыка и время. 2006. № 9. С. 47–51;

«Прирожденный архивист». Очерк биографии С. С. Попова // Альманах ГЦММК имени М. И. Глинки. Вып. III / Ред.-сост. М. П. Рахманова — М.: Издательство «Дека-ВС», 2007. С. 769–800;

Н. С. Жиляев — редактор сочинений А. В. Станчинского // Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель / Отв. ред. и сост. И. А. Барсова — М.: Музыка, 2008. С. 281–304;

Н. Я. Мясковский в годы Великой Отечественной войны (по переписке композитора 1941–1945 годов) // Наследие: Русская музыка — мировая культура. Выпуск 1. Сборник статей, материалов, писем и воспоминаний / Сост., ред. и коммент. Е. С. Власовой, Е. Г. Сорокиной — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 370–383;

Die Arie «O del mio dolce ardor» aus Glucks Oper «Paride ed Elena» — Zum Kontext von Čajkovskijs Instrumentierung. Deutsch von Lucinde Braun // Tschaikowsky-Gesellschaft. Mitteilungen 19 (2012). S. 3–22;

Музыковед С. С. Попов и рукописные копии увертюр П. И. Чайковского // Записки отдела рукописей. Вып. 54 / Рос. гос. б-ка; [сост. А. И. Серков] — М.: Пашков дом, 2012. С. 132–146;

Tchaikovsky’s Orchestrations and Arrangements of His Own Compositions and Works by Other Composers in the Light of Traditions of Musical Life in St Petersburg and Moscow during the Second Half of the Nineteenth Century [Инструментовки и переложения Чайковского собственных сочинений и произведений других композиторов в свете традиций музыкальной жизни С.-Петербурга и Москвы второй половины XIX века. Перевод на английский автора] // Musik — Stadt. Traditionen und Perspektiven urbaner Musikkulturen. Bericht über den XIV. Internationalen Kongress der Gesellschaft für Musikforschung Leipzig 2008, Teilband IV: Musik — Stadt. Freie Beiträge / Hrsg. von Katrin Stöck und Gilbert Stöck — Leipzig, 2012. S. 105–114.

Коллективные труды:

Концертная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы. 1890–1917. Хронограф. Раздел «От редакторов-составителей» (в соавт. с Н. И. Тетериной) // История русской музыки: В десяти томах. Т. 10В: 1890–1917. Хронограф. Кн. 1 / Под общ. науч. ред. Е. М. Левашева — М.: Языки славянских культур, 2011. С. 577–581;

Концертная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы. 1901. Хронограф // Там же. С. 672–698;

Концертная жизнь провинции. 1890–1917. Хронограф. Раздел «От редакторов-составителей» (в соавт. с Н. И. Тетериной) // История русской музыки: В десяти томах. Т. 10В: 1890–1917. Хронограф. Кн. 2 / Под общ. науч. ред. Е. М. Левашева — М.: Языки славянских культур, 2011. С. 185–188;

Концертная жизнь провинции. 1890–1893, 1908–1910. Хронограф // Там же. С. 188–202, 359–417.

Автор 59 статей (общим объёмом 12,6 а.л.) для энциклопедии «П. И. Чайковский», которая готовится в Государственном институте искусствознания (гл. ред. — П. Е. Вайдман).