Сальникова
Екатерина Викторовна

Отдел художественных проблем массмедиа
Заведующий сектором
Сальникова Екатерина Викторовна

k-saln@mail.ru

Доктор культурологии. Заведующий сектором художественных проблем массмедиа. Работает в институте с 1994 г. 

Сфера научных интересов — визуальная культура, немое кино, популярное кино советского периода, медийная среда, повседневная культура, эстетика экранных искусств

Награды:

  • Лауреат премии Министерства культуры РФ «За лучшее исследование молодому ученому», 2000

  • Приз ежегодного конкурса Государственного института искусствознания по номинации «Лучшая монография года» в 2002 г. за монографию «Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы»

  • Диплом Российской академии художеств за научную монографию «Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы». 2018.

В прошлом:

  • Автор изданий «Театральная жизнь», «Театр», «Современная драматургия», «Экран и сцена», «Московский наблюдатель», 1990–1996

  • Автор буклета к спектаклю «Гамлет» в постановке Роберта Стуруа в театре «Сатирикон». 1998

  • Участник Первого Всемирного конгресса иберо-американских студенческих театров в Аргентине (Буэнос Айрес), чтение лекций о русской актерской школе. 2000

  • Телеобозреватель и кинообозреватель «Независимой газеты» 1999–2002

  • Телеобозреватель интернет-журнала «Взгляд». 2004–2005

  • Телеобозреватель, колумнист интернет-журнала «Частный корреспондент». 2006–2011

  • Доцент кафедры культурологии (1996-2004), профессор факультета философии, культурологии и искусства (2013-2020) в Московском гуманитарном университете (курсы лекций по истории театра, истории кино, истории и теории праздничной культуры, эстетике современного театра, кино и телевидения).

Образование:

  • Театроведческий факультет ГИТИСа (РАТИ). 1991

  • Стажировка в Тринити Колледже (Дублин, Ирландия). 1990

  • Аспирантура Государственного института искусствознания. 1991–1994

  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Основные этапы эволюции романтизма в сценическом искусстве Англии». 1995

  • Защита диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии по теме «Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры». 2012

Основные публикации

Монографии:

Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. СПб.: Алетейя, 2001.

Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: URSS, 2008, 2010.

Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М.: Прогресс-Традиция. 2012. (монография издана по гранту РГНФ).

Визуальная культура в медиасреде. Исторические экскурсы и современные тенденции. М.: Прогресс-Традиция, 2017. (монография издана по гранту РГНФ).

Составитель сборников и коллективных монографий:

Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности. Коллективная монография. В 3-х частях. Сост. Ю. А. Богомолов, Е. В. Сальникова. М.: Издательские решения на платформе Ridero. 2018. Электронное издание в 3-х томах.

Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции ХХI века. Сб. ст. Сост. Е.В. Сальникова. М.: Издательские решения на платформе Ридеро. 2019. 540 с. Электронное издание.

Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма / под ред. А.А. Новиковой, Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё. М.: Издательские решения, 2020. 664 с. Электронное издание. https://ridero.ru/books/iskusstvo_v_kontekste_pandemii_mediatizaciya_i_diskurs_katastrofizma/contents

Смена вех. Отечественное кино середины 1980-х – 1990-х. Отв. ред. Е.В. Сальникова; сост. Д.А. Журкова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022. 688 с., ил., 1000 экз. 

Участие в других коллективных монографиях:

Сальникова Е.В. Пластическое в цифровом изображении // Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фотографии. Отв. ред. О.А. Кривцун. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. С. 210-257. 500 экз.

Сальникова Е.В. Кино под знаком экспрессионизма: предвестие витальности // Витальность в искусстве. Современные проявления. Аналитика. Отв. ред. О.А. Кривцун. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 201-232.

В журналах WOS и ВАК (2018-2022)

Сальникова Е.В. Диегетическое исчезающее/невидимое в немом кино и его корни // Наука телевидения 2022. 18 (1). С. 49–78. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.1-49-78

Кривцун О.А., Беспалов О.В., Проклов И.Н., Беликова М.А., Флорковская А.К., Лукина Г.У., Савенко С.И., Дуцев М.В., Сальникова Е.В., Ступин С.С., Карпов А.В., Мутья Н.Н. Витальность искусства: подходы к исследованию // Художественная культура. 2021. № 1. С. 304-353. ВАК

Сальникова Е.В. «Алгол. Трагедия власти» (1920) — футуристический пеплум и репетиция «Метрополиса» // Художественная культура. 2021. № 2. С. 286-321. ВАК

Сальникова Е.В., Дмитриевский В.Н., Крутоус В.П. О многосложности хронотопа спектакля // Вопросы театра. 2020, № 3-4. С. 440-457.URL: http://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/VT_2020_3-4_440-457_salnikova_dmitrievskiy_krutous.pdf

Сальникова Е.В. Образы цивилизации и города в фильмах Жоржа Мельеса // Художественная культура, 2020, № 2. С. 170-201. URL:

http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/898/hk_2020_2_170_201_salnikova.pdf (дата обращения 15.06.2020) ВАК

Сальникова Е.В. Пространство города и повествования в фильме «Кабинет доктора Калигари» // Наука телевидения. № 16.2. 2020. С. 45-69. (WOS)

Salnikova, Ekaterina. Civilization and City Images in the Films of Georges Méliès // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020) Ed. By Prof. Galima Lukina, Doctor of Arts, Dr. Iana Rumbal, Prof. Yong Zhang. Р.145-150.

Вартанов А.С., Сальникова Е.В. Советский «поход в кино» как культурологический феномен // Художественная культура. 2019, № 3, том 2. С. 116-143. ВАК

Сальникова Е.В. Город на экране. К предыстории общих и дальних планов в раннем кинематографе // Художественная культура. 2019, № 3. С. 218-247. ВАК

Сальникова Е.В. Трансформации мотивов классической драматургии в сериале «Игра престолов» // Наука телевидения. 2019, № 15-2. С. 109-135 (английская версия – Transformation of Classic Drama Motifs in Game of Thrones Series), C. 136-166 (русская версия). (РИНЦ, ERIH PLUS)

Сальникова Е.В. Эпоха сериального бума и проблемы жанрового развития российского сериала // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: сб. материалов научно-практической конференции. Москва, 29-30 октября 2018. Сост. и научн. ред. Н.Г. Кривуля. М.: Издательство Московского университета, 2019. С. 130-144.

Сальникова Е.В. Две тенденции в эстетике современного артхаусного кино // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Международная научно-практическая конференция, 5-6 октября 2018. М.: Государственный институт искусствознания. 2019. С. 59-70.

Сальникова Е.В. Экранная вселенная Жоржа Мельеса // Вопросы культурологии. 2019, № 1. С. 28-37.

Сальникова Е.В. Экранная вселенная Жоржа Мельеса // Вопросы культурологии. М., 2019, № 12. С. 52-60.

Вартанов А. С., Сальникова Е. В. Феномен изменяющейся дистанции в киноискусстве // Художественное образование и наука. М. 2018. № 3. С. 128-133. ВАК

Ekaterina Salnikova. The Aesthetic Features of the TV Version of «The First Circle». // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. vol. 171. Atlantis Press. Paris. 2018.

International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education. (ICASSEE 2017) Режим доступа:

http://www.atlantis-press.com/php/pub.php?publication=icassee-17

Сальникова Е. В. Художественное решение экранизации романа «В круге первом» (сценарий А. И. Солженицына, режиссер Г. А. Панфилов, 2006 г.) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. (№3). С.277-292. (ВАК, Web of Science, РИНЦ)

Сальникова Е. В. Из телестудии в большой мир и обратно. К предыстории одной модели телевизионного действа // Наука телевидения и экранных искусств. М.: ГИТР. 2018. № 14(2). С. 78-106 (англ.вариант - From out of the television studio and back again. The prehistory of one model of a TV show) http://gitr.ru/wp-content/uploads/2018/07/nt_14.2.pdf   

Сальникова Е. В. От заставки «Твин Пикса» к заставке «Игры престолов». Эволюция механизма // Художественная культура. 2018, № 1. С. 238-259. URL:

http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/d8b/hk_2018_01_238_259_salnikova.pdf (РИНЦ)


Статьи в нучных сборниках, альманахах, журналах:

Сальникова Е. В. Специфика пластического мышления в кино // Художественная культура. 2018, № 2. С. 138-167. URL:http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/38b/hk_2018_02_138_167_salnikova.pdf (РИНЦ)

Сальникова Е. В. Предыстория волшебства экранов. Мотивы «Илиады» и «Одиссеи». // Наука телевидения и экранных искусств. М.: ГИТР. 2018. С. 62-89. (РИНЦ)

Сальникова Е. В. Эпоха трансмедийности // Художественная культура. М. 2018, № 4. С. 102-127. ВАК

Сальникова Е.В. Образная специфика телесериала «В круге первом» // Личность и творчество А.И. Солженицына в современном искусстве и литературе: Материалы Международной научной конференции, посвященной столетию со дня рождения А.И. Солженицына. Москва, 15–17 марта 2017 г. / Гос. институт искусствознания; Дом русского зарубежья им. А. Солженицына; Русский благотворительный фонд Александра Солженицына; ред.-сост. Л.И. Сараскина. М.: Государственный институт искусствознания; Русский путь, 2018. 408 с.: ил. С. 207-221. 

ISBN 978-5-98287-131-2 

Сальникова Е.В. Вместо введения, или Гуманитарный «Декамерон» // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма / под ред. А.А. Новиковой, Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё. М.: Издательские решения, 2020. 664 с. С. 3-27

Сальникова Е.В. К истории дистанционности и личностного катастрофизма // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма / под ред. А.А. Новиковой, Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё. М.: Издательские решения, 2020. 664 с. С. 210-232.

Сальникова Е.В. Образы эпидемий в кино // Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма / под ред. А.А. Новиковой, Е.В. Сальниковой, В.Д. Эвалльё. М.: Издательские решения, 2020. 664 с. С. 286-340.

Сальникова Е.В. Полисемантика пьесы-сказки С.Я. Маршака и телефильма «Двенадцать месяцев» в контексте культуры советского времени // Сказка в фольклоре, литературе и искусстве. Традиционное и новое: Сборник научных статей / Ред.-сост. Л.В. Фадеева; науч. ред. Л.В. Фадеева, Т.В. Хлыбова. М.: Государственный институт искусствознания, 2020. С. 360–384.

Сальникова Е. В. Парадность картинок и реалии непосредственного бытия в отечественном кинематографе 1930–1980-х годов. // Обсерватория культуры. М., 2007. № 3.

Сальникова Е. В. Человек и зрелище. Линии взаимного притяжения. // Человек. М., 2009. № 5. С. 160–170.

Сальникова Е. В. Средневековая предыстория визуальности. // Обсерватория культуры. М., 2010, С. 130–136.

Сальникова Е. В. Семантика «коробки» в XVI—XVII вв. Человек перед лицом бесконечности. // Дом Бурганова. Пространство культуры. М. 2011. № 2. С. 93–105.

Сальникова Е. В. Иллюзионизм и иллюзионисты начала XVII в. как предисловие к технической визуальной культуре конца XIX—XX вв. // Знание. Понимание. Умение. М., 2011, № 4. С. 129–134.

Сальникова Е. В. К предыстории технической визуализации. Предметы-спутники внутреннего созерцания индивида. // Художественная культура. М. 2011. № 1.

Сальникова Е. В. Аспекты эволюции носителей информации на переломе к Новому времени: роль медицинского вскрытия и анатомического театра в контексте современной технической визуальной культуры. // Культура и искусство. М., 2011, № 3.

Сальникова Е. В. Искусство актера в романтическом театре Англии конца XVIII — первой трети XIX веков. // Эпохальные рубежи в истории искусства Запада. М.: Государственный институт искусствознания, 1996. С. 148–162.

Сальникова Е. В. Логика жанра. // Современная драматургия. М., 1997. № 2. С. 162–170. 0,7 а.л.

Сальникова Е. В. Конфликтный путь. (Эволюция сюжетосложения в игровом искусстве). // Cовременная драматургия. М., 1999. С. 147–155. 1 а.л.

Ekaterina Sal’nikova. Entdeckung eines neuen Lebens. Fruhe Fernsehwerbung in Russland. / Kommerz, Kunst, Unterhaltung. Die neue Popularkultur in Zentral- und Osteuropa. Bremen, Edition Temmen 2002.

Сальникова Е. В. Культ ночи — наследие романтизма в ХХ веке. // Ночь как культурологический феномен. От заката до рассвета. Сборник статей. Редактор-составитель Дуков Е. В. Спб.: Дмитрий Буланин. 2005. С. 22–44.

Сальникова Е. В. Советская обыденность в контексте большой идеологии. Образы журнальных страниц. // Опыт повседневности. Сборник статей. Редакторы-составители Богемская К. Г., Юнисов М. В. Спб.: Дмитрий Буланин. 2005. С. 38–73.

Сальникова Е. В. Кинопортрет кризиса западно-европейского общества на рубеже XX–XXI веков. // Культурные трансформации в информационном обществе. Ответственный редактор Шендрик А.И. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2006. С. 221–230. (Сборник по материалам Международной конференции «Культурные трансформации в информационном обществе», Московский гуманитарный университет, 26—28 ноября 2006 г. при поддержке РФФИ, проект № 06-06-85094.)

Сальникова Е. В. Исторический слом в судьбе интеллигенции: интерпретация проблемы в современной популярной культуре. // Ценности общества и ценности интеллигенции. Сборник статей по материалам VII Международной теоретико-методологической конференции, проведенной в РГГУ 7 апреля 2006 г. М. 2006. (Издание подготовлено при поддержке РФФИ). С. 272–276.

Сальникова Е. В. Развлечение городом, или Бесплатные удовольствия в пространстве тотальной коммерции. // Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. Спб.: Дмитрий Буланин. 2007. С. 32–61.

Сальникова Е. В. Эволюция визуального ряда в советском кино от 1930-х к 1980-м // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2010. СС. 335–358.

Сальникова Е. В. Визуальность как идеальная материя мифологии в ХХ веке. // Миф и художественное сознание ХХ века. Сборник статей под редакцией Н. А. Хренова. М.: Канон +, 2011. С. 594–611.

Главы коллективных монографий:

Сальникова Е. В. Феномен виртуальности. // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Коллективная монография в трех томах. Том 1. Процессы глобализации и система масс-медиа. М.: Государственный институт искусствознания. 2005. С.277–318. (2 а.л.)

Сальникова Е. В. Развитие рекламы в начале ХХ века. // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России. Коллективная монография в четырех томах. Т.I. М.: Государственный институт искусствознания. М. 2001. C. 41–62.

Сальникова Е. В. Российское кино конца 1990-х — начала 2000-х гг. // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России. Коллективная монография в четырех томах. Т. IV. М.: Государственный институт искусствознания. М. 2003. C.155–216.

Сальникова Е. В. Англия. Театр. (В соавторстве с Образцовой А. Г.) // История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство XIX века. Англия. Скандинавия. Восточная Европа. Коллективная монография. III книга. Спб.: Дмитрий Буланин. 2004. (Федеральная целевая программа «Культура России»). С. 47–99.

Сальникова Е. В. Телевидение. Конфликт интересов. (В соавторстве с Вартановым А.С., Новиковой А.А.) // Очерки культурной жизни России на рубеже веков. В трех томах. Коллективная монография под общей редакцией Рубинштейна А.Я., Сорочкина Б. Ю. Спб.: Алетейя. 2005. С. 248–269.

Сальникова Е. В. Трансформация исполнительской стилистики в России на рубеже XX–XXI веков. Герои и обстоятельства. // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Коллективная монография в трех томах. Том 2. Процессы глобализации и система масс-медиа. М.: Государственный институт искусствознания. 2006. С. 98–123.

Сальникова Е. В. Духовный мир детей и телевидение. Взгляд искусствоведа. (В соавторстве с Вартоновым А.С., Петрушанской Е.М., Новиковой А.А.) // Дети и культура. Коллективная монография. Ответственный редактор Сорочкин Е. Ю. М. URSS. 2007. С. 37–57.

Сальникова Е. В. Виртуальная деревня дистанционной эры. // Глобализация в культурологическом измерении. Учебное пособие. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2005. C. 244–265. (1 а.л.)

Сальникова Е. В. Вариации артистического начала в рекламе. // Феномен артистизма в современном искусстве. Коллективная монография. Ответственный редактор О. А. Кривцун. М.: Индрик. 2008. С. 399–430. (2 а.л.)

Сальникова Е. В. Эпоха диагоналей. Романтические высоты английского театра. // Высокое и низкое в художественной культуре. Коллективная монография. Ответственный редактор Ю. А. Богомолов. Спб.: Нестор-История. 2010. С. 42–68. (1 а.л.) (в печати)

Сальникова Е. В. Аура большого мира. // Феномен ауры в художественной культуре. Коллективная монография. Ответственный редактор О. А. Кривцун. М.: Индрик. 2011. (2 а.л.)