Доктор искусствоведения, с 2017 г. Ведущий научный сотрудник, с 2013 г. Работает в Институте с 1988 г. в секторе Классического искусства Запада

Сфера научных интересов — музыкальная культуры Западной Европы XVI —XIX вв., преимущественно Италия, Австрия, Южная Германия. Итальянская опера XVII — XIX вв., развитие и особенности жанра. Венская классическая школа — в первую очередь творчество В. А. Моцарта

Также:
  • Профессор кафедры Аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных
  • Член диссертационного совета ГИ искусствознания, член диссертационного совета РАМ им. Гнесиных 

Награды:

Поощрительный диплом Министерства Культуры РФ (1999 г.) за книгу «Итальянская опера XVIII века, Ч. I: Под знаком Аркадии». М., 1998

В прошлом:

  • Научный сотрудник Государственного музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, 1985 – 1988 гг.
  • Зав. отдела эфирного программирования Радио «Культура», 2004–2008
  • Зам. директора программ СМИ «Радио Орфей», 2008 – 2018 гг.
  • Приглашенный профессор Музыковедческого института Университета г. Мюнстер (Германия), семестры 1998 –1999 гг., 1999 – 2000 гг.

Образование:

  • Факультет истории, теории и композиции Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, 1982 г. (в настоящее время Российская академия музыки им. Гнесиных)
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Оперное творчество Моцарта в контексте культуры эпохи Просвещения», 1990 г.
  • Трехмесячная стажировка в Австрии на грант австрийского Bundesministerium fur Wissenschaft und Forschung, 1995 г.
  • Трехмесячная стажировка в Германии при поддержке DAAD, 1996 г.
  • Месячная стажировка в Италии (Неаполь) при поддержке ГИИ, 2003 г.
  • Защита докторской диссертации «Традиция итальянской комической оперы в XVII – первой половине XVIII вв.: генезис и поэтика жанров», ГИИ, 2016 г.

Основные публикации

Монографии:

Итальянская опера XVIII века. Ч. I.: Под знаком Аркадии. – М., 1998 (в соавторстве с И. П. Сусидко, издана на средства авторов).

Итальянская опера XVIII века. Ч. II.: Эпоха Метастазио. – М.: Классика-XXI, 2004 (в соавторстве с И. П. Сусидко, грант РГНФ).

Моцарт и его время. – М.: Классика-XXI, 2004 (в соавторстве с И. П. Сусидко, грант РГНФ); 2-е изд. (исправленное). – М.: Классика-XXI, 2015.

Переводы:

Вайкль Б. О пении и прочем умении. М.: Аграф, 2000. Пер. с немецкого совм. с М. Зоркой.

Моцарт: Истории и анекдоты, рассказанные его современниками. М.: Классика-XXI, 2007. Составление, послесловие, комментарии, перевод.

Основные статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Исказил ли Моцарт Бомарше? К проблеме характера в «Свадьбе Фигаро» // Советская музыка № 12, 1991. С. 34 – 38.

На пути к Россини // Музыкальная академия № 1, 1992. С. 144 – 150.

«Così fan tutte» и вопросы позднего моцартовского стиля // Вопросы стиля: Сборник научных статей РАМ им. Гнесиных. – М., 1996. С. 28 – 42.

«Милосердие Тита» в России // Старинная музыка, № 3, 1999. С. 8 – 11 (В соавторстве с И. П. Сусидко).

Гендель и Порпора: две оперы на сюжет об Ариадне в Лондоне 1730-хгодов // Альманах «Мир искусств» № 5, 2004. – СПб.: Алетейя, 2004. С. 537 – 562 (В соавторстве с И. П. Сусидко).

А был ли поздний стиль у Моцарта? // Культура, эпоха и стиль. Сборник статей в честь 70-летия доктора искусствоведения, профессора М. И. Свидерской. – М: Галарт, 2010. С. 173 – 191.

Карьера Гольдони – оперного либреттиста // Искусствознание 2/12. – М.: ГИИ, 2012. С. 410 – 422.

«Аркадия на Бренте» Б. Галуппи и К. Гольдони: начало венецианской оперы-буффа // Старинная музыка № 1–2 (55–56), 2012. С. 10 – 16.

К истокам венецианской оперы буффа: «La maestra» А. Паломбы и «La scuola moderna o sia La maestra di buon gusto» К. Гольдони // Научный вестник Московской консерватории, вып. 2, 2012. С. 68 – 83.

От «Памелы» к «Доброй дочке», или О том, как героиня модного романа попала на оперную сцену // Старинная музыка № 1, 2013. С. 8 – 15.

«Танча» Я. Мелани и Дж. А. Монильи: первый флорентийский опыт комической оперы // Старинная музыка № 2, 2013. C. 12 – 21.

Аутентичность или систематика: о жанровых обозначениях старинной итальянской оперы // Музыка и время № 9, 2013. С. 8 – 11 (В соавторстве с И. П. Сусидко).

«Опекун Тресполо» А. Страделлы: у истоков итальянской музыкальной комедии // Старинная музыка № 1, 2014.  С. 6 – 12.

Il mondo della luna К. Гольдони и Б. Галуппи: новый мир комической оперы // Старинная музыка № 2, 2014. С. 19 – 25.

Гомер, Аддисон, Гольдони — о сюжетных истоках либретто «Граф Карамелла» // Вопросы театра № 3-4, 2014. С. 231 – 243.

Опера «Бертольдо, Бертольдино и Какасенно»: проблема авторства // Музыковедение № 2. 2015. С. 27 – 35.

Итальянская комическая опера и ее место в западноевропейской театральной традиции // Старинная музыка № 4. 2015. С. 1 – 8.

Eudossa vs. Atenaide: о происхождении либретто Дж. Бонекки «Евдоксия венчанная» (СПб, 1751) // Старинная музыка № 2, 2017. С. 6 – 11.

Georgi Tschitscherin: Mozart und sein postrevolutionärer Fürsprecher // Mozart! (Crescendo-Sonderedition für die Deutsche Mozart-Gesellschaft. No. 5, 2017. S. 4 – 6. (В соавторстве с И.П. Сусидко, перевод на нем. – Керстин Хольм).

Страницы истории оперы буффа: «Бертольдо, Бертольдино и Какассено» К. Гольдони на венецианской оперной сцене // От классической античности до модерна. Сб. статей Сектора классического искусства Запада. Посвящается памяти М.Я. Либмана (1920-2010). – М.: ГИИ, 2018. С. 282 – 294.

«Нимфы лесов» Жоскена Депре и «Смерть, ты пронзила меня» Йоханнеса Окегема: работа по модели или диалог // Старинная музыка, 2019. № 4. С. 1-8.

Киприан де Роре как предтеча seconda pratica // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2020. № 4. С. 23-40.

Strophic and Sonata Form in the Italian Opera Aria of the 1720s and the 1730s. // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2021. № 4. С. 63–75. DOI: 10.33779/2782-3598.2021.4.063-075. (в соавторстве с И. П. Сусидко).

Zum aktuellen Stand der professionellen Musikausbildung in Russland // Musica Docta. Rivista digitale di Pedagogia e Didattica della musica (XI, 2021), pp. 1-12. https://musicadocta.unibo.it - ISSN 2039-9715  DOI: https://doi.org/10.6092/issn.2039-9715/13969 (в соавторстве с И. П. Сусидко).

Bertoldo, Bertoldino e Cacasenno: the Original Score Examined // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 2. С. 104–122. DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.104-122

Материалы конференций:

Johann Adolf Hasse in der russischen Musikkultur // Johann Adolf Hasse in seiner Zeit. Symposium vom 23. bis 26 Maerz 1999, Hamburg. Mainz: Carus-Verlag, 2006. S. 193 – 207 (в соавторстве с И. П. Сусидко).

Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий // Моцарт в движении времени. Материалы международной конференции в МГК. Им. П. И. Чайковского, май 2006. – М.: Композитор, 2009. С. 218 – 224 (в соавторстве с И. П. Сусидко).

Ценил ли Моцарт свои церковные сочинения? // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Материалы Всероссийской научной конференции 11 – 12 ноября 2009 г. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С. 156 – 162.

Карнавальная стихия на оперной сцене в «Мире наизнанку» К. Гольдони и Б. Галуппи // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам Второй Международной научной конференции 12 – 14 октября 2015 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 2016. С. 71 – 89.

Существовала ли комическая опера в XVII веке? // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии и методики. Сборник статей по материалам XII межвузовской научно-практической конференции РАМ им. Гнесиных. – М.: РАМ им. Гнесиных 2017. С. 88 – 93.

Труппа Локателли в России и ее репертуар // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам Третьей Международной конференции 9 – 11 октября 2017 г. – М.: РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 2019. С. 45 – 58.

Итальянская опера буффа как источник сюжетных мотивов моцартовских опер // Моцарт в пространстве и времени. – М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2019. С. 7 – 15.

Поэтика либретто итальянской комической оперы XVIII века: постановка проблемы // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам Международной конференции 11-15 ноября 2019 г. М.: РАМ им. Гнесиных, Гос. институт искусствознания, 2019. С. 71-80.

Коллективные труды:

Музыкальная культура Италии // История искусства Западной Европы от Возрождения до XX века. Искусство XIX века – в 3 томах. Т. 2. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 308 – 386.

L’opera italiana nella Mosca del Settecento // Italia – Russia: Quattro secoli di musica. Mosca: Ambascia di Italia Mosca - Conservatorio di musica Mosca, 2017. P. 88-112. (в соавторстве с И.П. Сусидко)

Ранняя неаполитанская опера: между бытовой и «высокой» комедией: «Триумф чести» Алессандро Скарлатти и «Девушки на галере» Леонардо Винчи // Из истории художественной культуры Западной Европы V-XX веков: коллективная монография / Отв. ред. М.И. Свидерская и Е.В. Шидловская. М.: БуксСМАрт, 2020. С. 279-295.

Статьи в Большой Российской энциклопедии.