Кряжева
Ирина Алексеевна

Сектор ибероамериканского искусства

Доктор искусствоведения, с 2008 г. Ведущий научный сотрудник, с 2008 г. Работает в институте с 1988 г. в Секторе (Отделе) Ибероамериканского искусства

Сфера научных интересов — музыкальное искусство Испании и Латинской Америки; музыка испанского Возрождения; Новое музыкальное Возрождение в Испании; творчество Мануэля де Фальи; становление композиторских школ Бразилии, Аргентины, Кубы, Мексики

Также:

  • Преподаватель (с 1995), доцент (с 1998), профессор (с 2008) кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории
  • Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской консерватории (с 2012)
  • Член Общества испанистов России

В прошлом:

  • Научный сотрудник НИО «Информкультура» Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, 1983–88
  • Редактор журнала «Музыкальная Академия», 2011–2012

Образование:

  • Историко-теоретическое отделение Теоретико-композиторского факультета Московской консерватории им. П. И. Чайковского (специальность история музыки), 1976–1981
  • Соискатель на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, 1982–1986
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Национальные традиции музицирования Латинской Америки. Проблемы типологии и современного восприятия», 1987
  • Гран Фонда Пауля Захера (Базель, Швейцария), 1994
  • Грант Министерства иностранных дел Испании, 1997 и 2004
  • Грант Правительства Андалусии, 1998, 2005
  • Защита диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки», 2007

Основные публикации

Монографии:

Мануэль де Фалья: время, жизнь, творчество. М., 2013. — 328 с.

Нотные публикации:

Vicente Martín y Soler. Una Cosa rara ossia Bellezza ed onestá. Dramma giocoso in due atti. Partitura. Ediciòn crìtica a cargo de I.Kriajeva. Música Hispana. Publicaciones del Instituto Complutense de Ciencias Mudsicales. Madrid, 2001. — 514 p.

Vicente Martín y Soler. Una Cosa rara ossia Bellezza ed onestá. Dramma giocoso in due atti. Ducción para canto y piano. Ediciòn crìtica a cargo de I.Kriajeva. Música Hispana. Publicaciones del Instituto Complutense de Ciencias Mudsicales. Madrid, 2003. — 417p.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Городской музыкальный фольклор: некоторые особенности становления и современного развития (на материале Аргентины и Кубы) // Профессиональное искусство и народная культура Латинской Америки. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 120–160.

«Свое — чужое» в профессиональной музыке Латинской Америки // Музыкальное искусство ХХ века. М.: Московская государственная консерватория, 1995. Вып.2. С. 38–49.

О музыке Испании XVI века // Очерки истории латиноамерикансекого искусства. Часть 1: XVI–XVIII века. М., 1997. С. 34–45.

Религиозная музыка в Новой Испании // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть 1: XVI–XVIII века. М., 1997. С. 205–219.

История культуры как проблема музыкального стиля Альберто Хинастеры // Iberica Americans. Тип творческой личности в Латинской Америке. М., 1997. С. 215–222.

Капельмейстер Екатерины II // Старинная музыка. 1998, N 1. С. 38–42.

Афро-христианские культы Латинской Америки // Iberica Americans. Праздник в ибероамериканской культуре. М., 2002. С. 247–259.

Афро-христианские культы Латинской Америки // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ-ХХ века. М., 2004. С. 7–21.

О сущности и типологии афро-американского фольклора // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ-ХХ века. М., 2004. С. 22–61.

Национальные «звукосимволы» в музыке Альберто Хинастеры // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ-ХХ века. М., 2004. С. 249–258.

Испания // История зарубежной музыки. ХХ век. Учебники и учебные пособия по культуре и искусству. М., 2005. С. 62–91.

Латинская Америка // История зарубежной музыки. ХХ век… С. 372–425.

Мартин-и-Солер и его забытый шедевр — опера «Una cosa rara» // Музыкальная Академия. 2005. № 3. С. 154–161.

Фелипе Педрель: композитор, ученый, публицист // Музыковедение. 2007. № 2. С. 14–18.

Мануэль де Фалья — творческое становление (Кадис — Мадрид — Париж, 1876–1914) // Очерки по истории зарубежной музыки. Вып. 2. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2008.

Мануэль де Фалья в России (к истории постановки оперы «Короткая жизнь») // Проблемы ибероамериканского искусства. М., 2008.

На пути в Новому музыкальному Возрождению. Фелипе Педрель: композитор, ученый, публицист // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2. М., 2009. С. 136–157.

Мануэль де Фалья и Россия // Музыкальная Академия. М., 2011. № 3. С. 110–120.

Балет «Треуголка» Мануэля де Фальи в Русских сезонах: источники, документы, свидетельства // Музыка: задуманное, забытое, возвращенное… К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории. Спб, 2012. С. 210–243.

Мануэль де Фалья: время, жизнь, творчество. М., 2013. — 328с.

Статьи на иностранных языках:

Músicos españoles en Rusia: Vicente Martín y Soler en la Corte de Catalina II // Anuario musical. Barcelona. 1994. N49. P. 191–198.

Introducción a la edición de la partitura de la ópera de Vicente Martín y Soler Una cosa rara. Madrid, 2001. P. XI–XXVI.

La vida breve de Manuel de Falla en Rusia // Cuadernos de Música Iberoamericana. Madrid, 2007. Vol. 13. P. 113–136.

Материалы конференций:

Испанские музыкальные материалы в русских архивах // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международной конференции. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. М., 2000. С. 198–203.

«Русская часть» Архива Мануэлья де Фальи в Гранаде // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Вып. 4. М., 2008.

El teatro musical en Rusia durante la segunda mitad del siglo XVIII. Nuevos materiales sobre la vida y producción de v. Martín y Soler en San Petersburgo // Relaciones musicales entre España y Rusia. Madrid, 1999. P. 25–38.

El ritual primitivo en las obras de Stravinski, Falla y Ginastera // Manuel de Falla. Actes du Colloque International tenu en Sorbonne 18–21 novembre 1996. Paris, 1999. P. 465–474.

Los ballets de Martín y Soler en la escena teatral rusa. Descripción de las fuentes // Los siete mundos de Vicente Martín y Soler. Actas del Congreso Internacional. Valencia, 2010. P. 428–435.