Есипова
Маргарита Владимировна

Сектор искусства стран Азии и Африки
Есипова Маргарита Владимировна

Кандидат искусствоведения, с 1988 г. Старший научный сотрудник сектора Искусства стран Азии и Африки Отдела Изучения региональных культур ГИИ, с 2002 г.

Также:

  • Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской консерватории, с 2011 г.
  • Член редколлегии Научного вестника Московской консерватории, с 2012 г.
  • Рецензент статей по разделу «неевропейская музыка» издательства «Большая Российская энциклопедия»
  • Сфера научных интересов включает области исследования музыкальных культур Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии древности и средних веков, исторического музыкального инструментоведения, кампанологии, буддийской музыкальной иконографии
  • Чл. Всесоюзной (позднее Всероссийской) ассоциации востоковедов, с 1985 г.
  • Д. чл. Ассоциации колокольного искусства России, с 1994 г.

Награды:

  • Грант фонда «Культурная инициатива», 1993
  • Благодарность издательства «Советская энциклопедия», 1989
  • Благодарность ГЦММК им. М. И. Глинки, 2007
  • Благодарность ГИИ, 2012
  • Медаль «В память 850-летия Москвы», 1997
  • Ветеран труда, 2002

В прошлом:

  • В 1976–77 концертмейстер Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко
  • В 1977–83 педагог музыкально-теоретических дисциплин ДМШ № 7 (ныне им. Р. М. Глиэра)
  • С 1983 научный редактор редакции Музыки издательства «Советская энциклопедия» (с 2002 «Большая Российская энциклопедия»), с 1997 руководитель группы Музыки
  • В 2002–2010 заведующая научно-редакционным отделом Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки (с 1999 сотрудничала по контракту)
  • В 2001–2005 главный редактор Энциклопедического центра издательства «Композитор»
  • В 2011–2012 читала курс «Введение в этномузыкологию» в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории.

Руководитель научно-энциклопедических проектов:

Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в Библии. Энциклопедия. М.: ИД Композитор 2003. — 400 с.; книга-лауреат I Всероссийской премии «Православная книга России — 2003» в номинации Событие года за уникальный вклад в библиистику).

Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. Научно-энциклопедическая редактура М. В. Есиповой. М., 2007. — 668 с.

Кулаков В.А., Папе В.М. 2500 хореографических премьер XX века. 1900–1945. Энциклопедический словарь. Научная и энциклопедическая редактура М. В. Есиповой. М.: ИД Композитор, 2008. — 335 с.

Главный редактор первой отечественной энциклопедия «Музыкальные инструменты» (М.: Дека-ВС, 2008. — 786 с.; также составитель, автор многих статей, приложений), созданной при поддержке исследовательского гранта Президента Российской Федерации (2002) и изданной при поддержке грантов РГНФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям культуры (2008).

Образование:

  • Музыкальное училище при Московской консерватории (специальность: теория музыки, 1976 г.)
  • Историко-теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (диплом с отличием, 1982 г., специальность: музыковедение)
  • Курсы повышения квалификации Московского полиграфического института (теория и практика редактирования; 1984 г.)
  • Японское отделение Курсов иностранных языков № 13 ГУНО Мосгорисполкома (1985 г.)
  • Курсы арабского языка при Центре арабских и исламских исследований Института Африки РАН (1998)
  • Соискатель Государственного института искусств им. Хамзы (Ташкент, 1987 г.)
  • Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствознания «Сущностные черты японской традиционной музыки. К проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации» (Ташкент, 1988)

Основные публикации

Монография:

Традиционная японская музыка. Энциклопедия. М.: Изд-во «Рукописные памятники Древней Руси», 2012. — 296 с. (издательский грант РГНФ).

Статьи в научных сборниках и журналах:

К проблеме японцы и русская музыка // 100 лет русской культуры в Японии. М.: Наука, 1989. С. 258–280.

Современная музыкальная культура Японии в аспекте взаимодействия «Запад — Восток» // Экспресс-информация НИО Информкультуры. Вып. 3. М.: Гос. библиотека им. В. И. Ленина, 1990. — 25 с.

Колокола Восточной Азии, их функции и семантика // Колокола. 1990. Сб. ст. М.: Наука, 1993. С. 236–270.

Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 82–88.

Музыка [Лаоса] // Лаос. Справочник. М.: Наука. Восточная литература. РАН, 1994. С. 249–256.

Музыка Японии в исторических взаимодействиях // Музыкальная академия. 2001. № 2. С. 156–165.

Дзэн-буддизм и музыкальная драма, Но // Музыкальная академия. № 2. 2002. С. 114–121.

Музыкальный инструмент в японской культуре // Вещь в японской культуре. М.: Наука, Издательство восточной литературы, 2003. С. 202–215.

Било в традициях древних религий: христианство и буддизм // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад. М., 2003. С. 86–93.

(совм. с Е. А. Сердюк). Убранство, аксессуары, богослужения и музыкальные инструменты в буддийских храмах Японии (опыт систематизации) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. Вып. 5. М., 2006. С. 55–72 (Грант РГНФ).

Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. 3. М., 2007. С. 863–878.

К вопросу о генезисе горлового пения и обертонового музицирования // Тезисы научных докладов V Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей (горловое пение) — феномен культуры народов Центральной Азии». 25—27 июля, 2008. Кызыл, 2008. С. 73–77.

Распространение струнных смычковых инструментов в Евразии как результат взаимодействия с культурами кочевников // Форум «Идель — Алтай». Материалы научно-практической конференции «Идель — Алтай: истоки евразийской цивилизации» I Международного конгресса средневековой археологии евразийских степей (7—11 декабря 2009 г., Казань). Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 13. Казань: ООО «Фолиант»; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 207–220.

Проблема смычковых инструментов в традиционной музыке Японии // Старинная музыка. 2012. № 1–2. С. 42–46.

Проблема происхождения музыкальных инструментов айну в свете исторических этнических процессов в Восточной, Северной и Юго-Восточной Азии и Океании // История и культура традиционной Японии 5. Ответств. ред. А. Н. Мещеряков (Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. XLIX). СПб.: Изд-во «Гиперион», 2012. С. 194–215.

«Музыка» двадцати пяти бодхисаттв (музыкальный аспект японской амидаистской живописи райго: дзу) // История и культура традиционной Японии 6. Ответств. ред. А. Н. Мещеряков / Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LI. М.: Изд-во «Наталис», 2013. С. 160–186.

История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент») // Научный Татарстан. 2013. № 3. С. 26–35.

Буддийская музыкальная иконография. Введение в проблематику // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 4 (в печати).

О японском музыкальном кукольном театре Нингё дзёрури гэки (Бунраку) // Театр и зрелищные формы Востока. Вып. 2: Феномен игровой культуры. М. ГИИ (в производстве).

Особенности трансляции традиции в японской музыке. Феномен хикёку // Оригинал и его повторение в искусстве Востока. М. ГИИ (в производстве).

А также св. 500 статей в отечественных и зарубежных энциклопедических изданиях.