Соколов (Соколов-Ремизов)
Сергей Николаевич

Сектор искусства стран Азии и Африки
Соколов (Соколов-Ремизов) Сергей Николаевич

Научный сотрудник, с 1961 г. Кандидат искусствоведения (1973 г. Тема диссертации: «К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи — направление «вэньжэньхуа»). Доктор искусствоведения (1995 г. Тема диссертации: «От Средневековья к Новому времени. Из истории и теории живописи Китая и Японии 17–19 вв." (издана книгой в том же году)

Образование:

  • Московский институт Востоковедения (страновед по Китаю), 1954
  • Научный сотрудник Государственного музея Восточных культур (ныне ГМВ), 1957–1961

Основные публикации

Монографии:

Литература — каллиграфия — живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М., 1985.

Восемь янчжоуских чудаков (Янчжоу багуай). М., 2000.

Между Прошлым и Будущим. Живопись и каллиграфия Китая и Японии в аспекте футурологических предположений. М., 2004. 2013 — 4-ое изд.

Гармония Мироздания. Японский художник Томиока Тэссай. М., 2005.

Избранные статьи:

Эстетические основы и художественные принципы живописи «хайга». М., 1965.

К вопросу о декоративности в японской национальной живописи. М., 1969.

Пейзаж Ни Цзаня. М., 1975.

Интерпретация классиков (фангу) как художественный метод в китайской классической живописи. М., 1983.

К вопросу о традиции в классической и современной живописи Китая. М., 1986.

«Куанцао» — «дикая скоропись» Чжан Сюя. М., 1991.

Китайская каллиграфия как модель пластического идеала. М., 1995.

Путевой дневник как один из жанров японской традиционной живописи (Басё-Бусон). М., 1998.

Тайна взаимодействия разноязычных художественных систем (о художнике В. М. Звонцове). М., 1998.

Ключевая роль темы «четыре совершенных» (сыцзюньцзы) в структуре китайской духовной культуры. М., 2004.

«Чжихуа» — «живопись пальцем» как отражение ряда специфических черт китайского менталитета. М., 2004.

Музыка кистью. На путях восприятия китайской каллиграфии. М., 2007.

Специфическое через универсальное. Китайская резная каллиграфия на печатях. М., 2007.

Мой Рёкан (вместе со вступительной статьей и комментарием к статье Оно Тадасигэ «Об искусстве Востока и Запада» в сборнике «Россия-Япония. На путях взаимопонимания культур». М., 2008.

Еще раз о коммуникативной миссии китайской каллиграфии. М., 2008.

Размышления о сакральном в приложении к творческому процессу создания и восприятия художественного произведения на примере китайской резной каллиграфии на печатях. М., 2012.