Власова
Наталья Олеговна

Сектор теории музыки

natagraphia@mail.ru

Доктор искусствоведения, с 2007 г. Ведущий научный сотрудник. Работает в институте с 1999 года в Отделе музыки, позже — в Отделе современных проблем музыкального искусства (в 2013 переименован в Отдел теории музыки).

Основная сфера научных интересов — австро-немецкая музыка конца XIX — XX веков.

Также:

Руководитель Научно-издательского центра «Московская консерватория» (с 2007 года). Член экспертных советов Министерства культуры РФ и Департамента культуры г. Москвы. Член Ученого совета, Редакционно-издательского совета Московской консерватории.

В прошлом:

В 1994–2008 годах — заведующая зарубежным отделом журнала «Музыкальная академия».

Образование:

  • Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1989 (специальность: музыковедение)
  • Аспирантура Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, 1989–1993 (специальность: музыкальное искусство)
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Пересечения с музыкальной традицией в творчестве западногерманских композиторов 1970–1980-х годов», 1998 г.
  • Защита диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Творчество Арнольда Шёнберга», 2007 г.
  • Многочисленные стажировки в Германии по линии Немецкой службы академических обменов (DAAD), начиная с 1992 г.

Основные публикации

Монографии:

Творчество Арнольда Шёнберга. М.: издательство ЛКИ, 2007. 528 с.

Александр Цемлинский. Жизнь и творчество. [готовится к публикации]

Переводы:

Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / сост., пер., коммент., вступит. статья Н. О. Власовой и О. В. Лосевой. М.: Композитор, 2006. 528 с.

Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов / перевод с немецкого и общая редакция Н. О. Власовой. М.: Композитор, 2006. 368 с.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

О двух видах аллюзий в музыкальном языке композиторов «Новой простоты» / Музыкальная культура в Федеративной республике Германия (Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland). Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994. C. 123–128.

Струнный квартет: диалоги во времени [О квартете Л. Ноно «Фрагманты — тишина. К Диотиме»] // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 56–59.

Эскиз к портрету: Дитер Шнебель // Музыка ХХ века. Московский форум: Материалы международных научных конференций / отв. ред. В. С. Ценова. М., 1999. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 25). С. 190–201.

«Музыкальный звук — это нечто захватывающее»: Вильгельм Кильмайер и новое время немецкой музыки // Музыкальная академия. 1999. № 2. С. 151–158.

Последний из могикан: Шёнберг — педагог и теоретик // Музыкальная академия. 2001. № 3. С. 218–235.

Об интерпретации некоторых барочный первоисточников у Д. Шнебеля и М. Кагеля // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко / сост. А. М. Меркулов. М., 2001. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 32). С. 183–192.

«Лунный Пьеро»: пространство культурных диалогов // Музыкальная академия. 2004. № 1. С. 177–184.

Бах прогрессивный: К проблеме исторического самосознания нововенской школы // ХХ век и история музыки: проблемы стилеобразования / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. С. 41–57.

Die Schostakowitsch-Rezeption im Spiegel der Kritiken in der Zeitschrift «Sowjetische Musik» // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext (Internationale Fachkonferenz der Hochschule Carl Maria von Weber, Dresden, in Zusammenarbeit mit der Schostakowitsch-Gesellschaft e. v. Berlin, 29.10 — 01.11.2003, Dresden) / hrsg. von M. Gerwink, J. P. Hiekel. Dresden, 2006. S. 148–155.

О понятии «музыкальная мысль» у Арнольда Шёнберга // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. С. 217–233.

Шёнберг-аналитик: штрихи к портрету // Festschrift Валентине Николаевне Холоповой / ред.-сост. О. В. Комарницкая. М., 2007. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 63). С. 124–130.

Шёнберг и Вена: история одной ненависти // Художественные центры Австро-Венгрии 1867–1918. Л., 2009. С. 163–172.

А.Шёнберг в России: из истории восприятия // Наследие: русская музыка — мировая культура. Вып. 1 / ред.-сост. Е. С. Власова, Е. Г. Сорокина. М., 2009. С. 56–94.

Метаморфозы интонационной фабулы: о скрытой программности у Арнольда Шёнберга // Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / отв. ред. Д. Р. Петров. М., 2009. С. 109–117.

Генрих Шенкер и его аналитическая теория // Музыкально-теоретическме системы ХХ века / ред.-сост. М. Г. Арановский, Л. О. Акопян. М., 2011. С. 123–145.

Малер как «воссоздающий художник»: К истории постановки оперы А. Цемлинского «Давным-давно» // Густав Малер и музыкальная культура его времени: материалы международной научной конференции / отв. ред. И. А. Барсова. М., 2013. С. 123–136.